Стиль и влияние на популярную культуру

…Вот она настоящая современная народная песня. Куда до них самоварному «Золотому кольцу», не имеющего ничего общего с подлинным фольклором. «Сектор Газа» — вот она истинная плоть от плоти народа…

C.Круглов, «Хой-экспериментатор», ЭкстраМ N24 ’97

 

Юрий Клинских вышел из среды рабочих кварталов провинциального российского города перестроечной эпохи, с присущей им социальной неразвитостью и насилием, которые в текстах «Сектора Газа» облекаются в пародийно-ироничную форму. Тексты песен содержат большое количество жаргонной и нецензурной лексики. Их персонажи нередко заняты повседневными бытовыми проблемами — где взять выпить, с кем переспать, чем заняться потом. Большой пласт творчества Клинских посвящён остросоциальным проблемам времён перестройки, «лихих 90-х», а также теме загробной жизни и мистики. Сюжеты этих песен с теми же незатейливыми героями, как правило, развиваются либо в сельской местности, либо в провинциальном городке — и похожи на карикатуру, на русский лубок.

…по маленькой российской деревеньке, среди косых механизаторов и распаренных от портвейна доярок, во множестве бродят упыри, вурдалаки, бабы-яги и кощеи-бессмертные и прочая нечисть — такое вот экзотическое население обитает в песенном мире группы «Сектор Газа»…

А.Пигарев, «Русским духом пахнет», ЭкстраМ, N11 ’96

Официально музыка «Сектора Газа» считалась панк-роком, хотя к данному направлению группа имеет лишь частичное отношение — Клинских увлекался разными музыкальными течениями, от панка и тяжёлого рока до рэпа и славянского фолка, что нашло отражение в его песнях, некоторые из которых представляют собой мелодекламацию или речитатив под искаженный звук электрогитар — овердрайв, дисторшн либо фузз. В то же время музыка «Сектора Газа» сочетает в себе русскую народную музыку — частушки, авторскую песню, русскую народную песню и стилистику музыкальной поп- рок- культуры Запада, а также каверы на композиции известных Западных поп- и рок- исполнителей — Queen, Boney M, AC/DC и других. Сам Юрий Хой определял музыкальный стиль группы как «фьюжн». (Но это самоопределение не совсем корректно, так как сам термин «фьюжн» в значительной степени относится к джазовой музыке и прогрессивному року).

Первые выступления группы проходили практически в пустых залах местных клубов и без использования профессиональной аппаратуры. Но довольно быстро группа Сектор Газа приобретает своих поклонников. группа получает возможность играть концерты в разных городах, используя хорошие музыкальные инструменты, усилители звука и так далее. Сейчас любители «Сектор Газа» при прослушивании песен обожаемой группы также могут купить усилитель мощности звука, чтобы звучание произведений было сильным и качественным.

…Многие интересуются, в каком стиле играет „Сектор Газа“? Дело в том, что в молодости (в 70-е годы) я слушал западный рок, Высоцкого и уже в конце 70-х „Машину Времени“. Так вот, „Сектор Газа“ — это смесь всего этого. А поэтому я определил стиль группы не иначе как „фьюжн“, то есть „сплав“, так как каждая песня „Сектора“ — это разный стиль: хард, панк, диско, рэп, метал, бард и многое-многое другое. Сам же я вот уже несколько лет «сижу» на метале и рэпе. А когда это всё вместе — металлический рэп, это для меня полный кайф…

Юрий «Хой» Клинских

В интервью авторитетному музыкальному критику Артемию Троицкому в программе «Кафе Обломов» (в выпуске от 23 июня 1997 года) Юрий Хой признался:

…Сам я люблю очень многие песни, хорошие песни во всех стилях, поэтому я и стараюсь делать по-принципу как это делала в свое время группа «ДК», чё меня и подтолкнуло, она тоже просто хохмила там в одном стиле, в другом, просто чтоб альбом был интересен, а не так как, например, включил одну песню там, например, «металл» пробубнил, вторая также, просто приедается, а альбом должен быть интересен, чтоб его слушать…

В одном из своих интервью тот же Троицкий, когда его спросили о его отношении к Егору Летову, упомянул группу «Сектор Газа»:

…А что касается отечественной музыки, то я не исключаю, что эта группа первая стала петь матом, хотя у группы «ДК», по-моему, это было и до «Гражданской обороны», а у группы «Сектор газа», которая, кстати, мне нравится гораздо больше, чем «Гражданская оборона», употребление матерных слов мне представляется несравненно более органичным. Жалко Юру Хоя, вот это был хороший парень. Лучше бы Егор Летов оправдал свои суицидальные теории и покончил бы с собой пятнадцать лет тому назад. А пьяница Юра Хой лучше бы здравствовал и по сей день…

В другом своём интервью, Троицкий указал на то, что «если говорить о русском народном роке, то эта группа лучше всего подходит к такому определению», а также назвал Юру Хоя «талантливым, душевным человеком».

Многие песни «Сектора Газа», благодаря запоминающейся мелодии и необычной образной «фольклорности» текстов, снискали народную любовь и до сих пор остаются популярными в народе. Одна из самых известных песен «Сектора» — песня «30 лет» из альбома «Газовая атака». Несомненным хитом из этого альбома группы можно также с полным правом назвать песню «Life», а видеоклип к песне «Туман» даже был продемонстрирован на телеканалах российского телевидения. «Армейская тема» была также представлена в песнях «Пора домой» и «Демобилизация» из альбомов «Наркологический университет миллионов» и «Восставший из ада», соответственно, ставшими достаточно популярными среди военнослужащих срочной службы.